На сайте техникума опубликован сборник тезисов региональной заочной студенческой конференции.
В конференции «Край родной, что сердцу дорог» состоявшейся на базе Тяжинского агропромышленного техникума, приняли участие 122 студента, работы 25 из них отмечены Дипломами 1, 2 и 3 степени. По результатам работы краеведческой конференции издан электронный сборник работ студентов, доступный для скачивания на официальном сайте техникума в разделе «Студенту»: https://drive.google.com/file/d/1mdo46DGjPLRARDvU7uvbjKyS8pwJPgHa/view?usp=sharing
Тяжинский агропромышленный техникум представлен работой студента второго курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт по отраслям» Семёна Дмитриевича Цыкова «К вопросу о развитии системы народного образования в Тяжинском районе Кузбасса в 1930-е годы» (руководитель, кандидат исторических наук Олег Викторович Костюнин).
В 1930-е гг. образовательный уровень жителей аграрных территорий Кузбасса оставался невысоким. Ускоренный индустриальный рост требовал соответствующего развития социально-культурной сферы страны. Для этого на местах, в том числе и в Тяжинском районе, прилагались значительные усилия.
В 1936 году в Тяжинском районе действовало 39 школ, в том числе 28 начальных, 9 семилетних и 1 средняя. В школах обучалось 5206 учащихся. В тот период в школах наблюдался рост успеваемости, подъем грамотности учащихся, улучшение качества усвоения программного материала.
Велась борьба с неграмотностью - действовали ликбезы, ликвидаторы- культбойцы, работал штаб по ликбезработе. В феврале 1933 года по Тяжинскому району насчитывалось 5211 человек неграмотных, из них обучающиеся - 2360. В конце 30-х - начале 40-х годов в Тяжинском районе была создана целая сеть общеобразовательных учреждений: 2 средних, 9 семилетних и 26 начальных школ. Охват учащихся 4-х классов в районе составлял 87 %.
В эти годы зарождается династия Сохань-Беляевых. Начинается она с Клавдии Васильевны Беляевой, учительнице Ключевской начальной школы. Сельские ребятишки очень любили свою учительницу, которая учила их писать и читать, любить свою Родину. Она погибла осенью 1928 года при трагических обстоятельствах, в загоревшейся школе. У Клавдии Васильевны осталось четверо детей. Старшая дочь Мария, взяв с собой своих братьев, переехала в деревню Ильинку, где стала преподавать в сельской школе, как и ее мама, учителем начальных классов.
В 1931 году Марию Ивановну Беляеву перевели работать в Мало-Пичугинскую неполную среднюю школу, где она и познакомилась со своим будущим мужем Иваном Гавриловичем Сохань. Продолжили семейную традицию семьи Сохань-Беляевых младшие братья Марии Ивановны. Дмитрий, получив образование, работал учителем, а затем и директором Ново-Преображенской неполной средней школы, Юрий, после войны преподавал в Мало-Пичугинской начальной средней школе физику и математику, а его жена Анна Михайловна - географию. Муж Марии Ивановны до выхода на пенсию был бессменным директором этой школы. У Марии Ивановны и Ивана Гавриловича выросло 5 сыновей, младший из которых Константин – геофизик, стал работать в той же школе, что и родители, учителем физики, а затем и директором школы. Продолжают династию Сахань-Беляевых их внуки – Елена, Марина и Лариса.
Екатерина Андреевна Загорская более 40 лет трудилась в системе просвещения. Однако династия учителей не прервалась. Старшая дочь, Ядвига Францисковна, награжденная медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и ее муж Иван Ильич, проработали в образовании Тяжинского района – почти 70 лет. Внучка – Татьяна Ивановна Прокопорская, в системе образования Красноярского края – более 50 лет, а ее дочь Ольга, правнучка Загорской Е. А. – преподаёт английский язык в колледже.
Внук – Загорский Евгений Афанасьевич – окончил Кемеровский институт культуры и всю свою жизнь проработал в Тяжинской музыкальной школе преподавателем эстрадного искусства – более 35 лет…Его дочь – Юлия, правнучка Екатерины Андреевны – более 10 лет преподаватель Красноярского педагогического колледжа. Старший внук, Кузьмин Виктор Иванович, окончил истфак Кемеровского педагогического института и прошёл путь от учителя и директора школы, методиста областного ИУУ до советника государственной службы законодательного органа власти Кузбасса, вместе с супругой – Екатериной Афанасьевной – более 50 лет также отдали школе и среднему специальному образованию Кемеровской области. Педагогический стаж династии – более 250 лет!
Ветеран педагогического труда Анастасия Александровна Поднебесова рассказывала: «В ноябрьские праздники 1935 года учащиеся Тяжина справили новоселье. Перед ними распахнулись двери новой просторной двухэтажной школы, которая была построена на Советской улице. Здание было самым красивым в районе. Мы очень любили и уважали наших педагогов. Они для нас были идеалами, «святыми» людьми, примером во всем. Школу быстро обжили, озеленили, благоустроили. Учащиеся старших классов – комсомольцы, оборудовали стадион, где разместились футбольное поле, волейбольную площадку, беговые дорожки, турник. В любое время года здесь всегда была молодежь и взрослые, здесь же проходили и уроки физкультуры. На месте зданий музыкальной школы и библиотеки заложили прекрасный сад, в котором росли сливы, яблони, виноград, облепиха, маньчжурский орех, различные сорта смородины, малины. Сад давал много плодов. В 1958 году лучшие юннаты школы Л. Свидерская, В. Степаненко, Р. Гржибовская были направлены в Москву на ВДНХ. Первый выпуск школы состоялся в 1939 году. Мы, первые выпускники, получили аттестаты, многие продолжали учиться дальше в специальных учебных заведениях».
Почётный житель Тяжинского района Иван Дмитриевич Ликаренко вспоминал: «Средняя школа на весь район была одна и ученики из многих деревень учились только в ней. Ходили пешком из деревень или их привозили на лошадях. Жили ученики по квартирам, которые либо снимали за плату, либо размещались в них по договору. Начинали мы заниматься в доме, который стоял на месте бывшего райисполкома, сейчас этот дом значится под № 5 по улице Советская. В этом здании была первая наша школа. Для занятий он был мало приспособлен: теснота, никаких удобств, а вместо гардероба коридор и забитые в стену гвозди для верхней одежды. Во время перемен в коридоре собирался весь народ и можно представить, что здесь творилось. Проучились мы в этих условиях всю первую четверть, а потом справили новоселье в новой школе. Просторная, чистая, светлая, красивая. Красоту школе придавал балкон, который был гордостью всего поселка. Лучшие ученики переносили мебель в новую школу. Освещение классов и коридоров было ламповое - на каждый класс по две керосиновые лампы, которые подвешивались к потолку на проволоке. Школа отапливалась дровами, было несколько печей. Работал кружок авиамоделистов, и юноши там делали летающие модели, которые для малышей были просто чудом.
Мальчишки и девчонки, занималась посадками деревьев вокруг школы. Мыли, оттирали свою школу до блеска - очень любили чистоту, работали в школьном саду. Во время перемен в коридоре водили хороводы, пели коллективные песни. На уроках было все, как положено: чернильницы с чернилами, тетради, задания, а из технических средств обучения - патефон, который приносила учительница пения на урок и мы с затаенным дыханием слушали песни. Была и школьная самодеятельность - одной из первых песен старшеклассники исполнили «Широка страна моя родная».
В 1930-е годы в условиях недостаточного бюджетного финансирования большое внимание уделялось организации шефских связей школ и предприятий села. Так, в газете «За шесть условий» в номере от 22.01.1935 года № 4 (206) учитель-селькор Итатской средней школы А. Ф. Загорский подробно написал, как трудящиеся отделения «Нефтесбыта» станции Итат по инициативе руководителя т. Шванева взяли на себя обязательство оборудовать мастерскую при средней школе. При этом они вызвали на соревнование коллектив Итатского сельпо по оборудованию кабинета физики и Итатский сушильный завод по оборудованию биологического кабинета. Сообщается в заметке о том, что к помощи школе подключились и медики Итатской больницы, которые дважды в месяц выступали с беседами перед учителями и учащимися школы.
Таким образом, в 1930-е годы система народного образования в Тяжинском районе динамично развивалась. В деле повышения образовательного уровня сельских жителей был сделан большой шаг вперед.
Список использованных источников и литературы:
1. Заболотская К.А., Костюнин О.В. К вопросу о динамике общеобразовательного потенциала населения аграрных районов Кузбасса в 1930-х – начале 2000-х годов. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014;(3-2)
2. Ликаренко И. Вспоминают старожилы // Призыв. – 1994 – 25 мая
3. Кузьмин В.И. Слово о Педагоге // Информационный портал «Тяжин и округа» - 5 октября 2021 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://tjazhiniokrga30.ucoz.net/news/pamjati_pedagoga/2021-10-05-1478 (дата обращения 30.11.2021 г.)
4. Кузьмин В.И. К истории Итатской средней школы Тяжинского района Кемеровской области// Информационный портал «Тяжин и округа» - 19 сентября 2021 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://tjazhiniokrga30.ucoz.net/news/v_i_kuzmin_k_istorii_itatskoj_srednej_shkoly_tjazhinskogo_rajona_kemerovskoj_oblasti/2021-09-19-1423 (дата обращения 30.11.2021 г.)
5. Костюнин О.В. История земли Тяжинской. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – том 1 |