Информация для родителей
«Как сохранить и укрепить психологическое здоровье подростка»
Для начала давайте определим, что же такое Психологическое здоровье?
Это основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни: учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, учиться владеть собственным телом и собственным поведением, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ своего «Я».
Возникает вопрос: психологическое и психическое здоровье – это одно и то же? Основное различие этих понятий заключается в том, что психическое здоровье характеризуется полноценным развитием психических функций и процессов (внимание, память, мышление, восприятие, адаптация), а психологическое здоровье представляет из себя благополучное личностное развитие человека (жизнерадостность, эмоциональное спокойствие, гармоничное настроение).
Психическое здоровье является важным компонентом психологического здоровья.
Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье студентов становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагогических работников, показателем достижения ими современного качества образования.
Важная цель работы с педагогическим коллективом и родителями это формирование общего воспитательного «поля» вокруг подростка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых.
Психологическое здоровье - необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического. Психологически здоровый человек - это человек творческий, жизнерадостный, открытый для всего нового, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и способствует развитию других людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что главным для психологически здорового человека является гармония или баланс. Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, гармония между окружающими людьми и человеком, с природой.
На психическое состояние студентов большое влияние оказывают такие стрессогенные факторы как постоянные рейтинги, экзамены, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде, проблемы взаимоотношений с противоположным полом и т.д.
Умение управлять своими эмоциями - важный фактор хорошего психического здоровья и показатель эмоционального интеллекта. Необходимо настраивать мышление на позитив. Для этого нужно прекратить накачивать себя негативной информацией, перестать критиковать существующие порядки. Следует активно развивать свои таланты.
Для сохранения и укрепления психического здоровья большое значение имеет здоровый образ жизни. Психологическое здоровье формирует оптимистический взгляд на вещи, бодрость духа, уверенность в себе, независимость во взглядах, чувство юмора.
Что могут делать родители и педагоги, чтобы формировать у подростка психологическое здоровье?
• обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку по принципу "я-окей, ты-окей");
• обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);
• формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей подростка);
• уделять своему подростку достаточно внимания, любви, заботы, несмотря на то, что ребенок - уже студент.
Важный фактор становления у подростков психологического здоровья - наличие у окружающих подростка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.
1. Благополучные отношения родителей и подростков — это отношения любви и свободы. Помните, что лучше прочитанная книга или разговор по душам, чем бесцельный просмотр телевизора или игра в планшет.
2. Любите своего подростка – он ваш! Уважайте членов своей семьи - они попутчики на вашем пути.
3. Обнимайте своего подростка.
4. Не бывает плохих детей – бывают плохие поступки. Личный пример лучше всякой морали. Положительное отношение к себе основа для психологического выживания.
5. Лучший вид отдыха: прогулка с семьей на свежем воздухе и любая совместная деятельность.
Наполните подростка любовью, сделайте его счастливым — это лучшее лекарство от страхов, неуверенности в себе, агрессивности и других психологических проблем.